http://s018.radikal.ru/i526/1201/69/1468b559d893.jpg
Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассказал о любопытной новинке, разработанной командой Lotus для машины 2012-го года…

Джеймс Аллен: «В 2010-м технической “фишкой” сезона были аэродинамические воздуховоды, в прошлом году – “выдувные” диффузоры; возможно, в этом году все команды будут применять систему стабилизации, срабатывающую при торможении, изобретенную Lotus?

Джорджио Пиола, ветеран гоночной журналистики, пишет, что в Lotus разработали систему, вызывающую воспоминания о так называемом “демпфере масс”, в свое время также изобретенном в Энстоуне. Команда Renault F1 выиграла чемпионаты 2005-2006-го года, в том числе и благодаря этому демпферу.

Судя по изысканиям Пиолы, новинка чисто механическая, и активирует её сам гонщик (как и было в случае с воздуховодами): во время торможения, когда носовая часть машины стремится прижаться к трассе, система поддерживает стабильный дорожный просвет, что, в свою очередь, способствует более стабильной работе переднего крыла.

Red Bull, Ferrari и другие команды пару лет назад начали эксперименты с гибкими крыльями, но система, изобретенная инженерами Lotus, работает просто и эффективно, позволяя поддерживать низкий дорожный просвет в передней части машины.

Она должна обеспечивать заметное преимущество в ходе гонок, поскольку машины выходят на старт со 150 кг топлива на борту, но ближе к финишу бак пустеет. Поддержание оптимального клиренса по мере того, как машина, разгружаясь, приподнимается, позволяет добиться выигрыша во времени. Мы наблюдали за тем, как механики Ferrari меняли величину дорожного просвета во время пит-стопов, но и в данном случае изобретение Lotus позволит сэкономить время.

Судя по всему, центральный компонент новинки – гидравлический цилиндр, который находится под кожухом тормозной системы. Подвеска и стойки соединены с другим маленьким цилиндром, расположенным внутри стойки, который может в нужный момент торможения поднимать машину на несколько миллиметров.

Одно из новых положений технического регламента 2012-го года сводится к тому, что максимальная высота носовой части машины должна быть не 62, а 55 см, что отразится на эффективности работы переднего крыла и, в целом, на поведении машины на торможении.

Поскольку на некоторых трассах торможение занимает до 16% дистанции круга, можно добиться заметного улучшения результатов, если решить проблему стабилизации шасси и поддержания стабильного дорожного просвета. Система Lotus также может использоваться при разгонах: в этом случае она не позволяет носовой части приподниматься.

Опытнейший Пиола, начинавший работать в Формуле 1 еще в конце 60-х, ухитрился рассмотреть такой цилиндр на фото машины Renault, сделанных в Абу-Даби во время молодежных тестов, и сделал свои выводы. Положения регламента, касающиеся переднего крыла, были окончательно сформулированы лишь после тестов, но к этому времени инженеры Lotus, которыми руководит технический директор Джеймс Эллисон, уже полным ходом вели работу над новой системой. В Энстоуне умеют придумывать оригинальные и интересные новинки, хотя у Lotus нет таких ресурсов, как у McLaren или Red Bull. В прошлом году, например, здесь изобрели инновационную выхлопную систему, выведенную вперед, которая, впрочем, себя не оправдала.

Я разговаривал с несколькими инженерами, работающими в Ф1, и, разумеется, все активно заинтересовались идеей Lotus. Вопрос в другом: насколько подобная система легальна? Можно ли ее считать “подвижным аэродинамическим устройством”? Если она не противоречит регламенту, другие команды могут попытаться её скопировать. Не исключено, что накануне сезона нас ждут привычные технические споры и угрозы подать протест в Мельбурне.

И тут все зависит от позиции Чарли Уайтинга, технического делегата FIA. В прошлом он не раз разрешал использовать одни новые технологии и запрещал другие. Если идея Lotus действительно интересная, если её копирование обойдется не слишком дорого, если она не вредит окружающей среде – у новинки есть шанс. Безусловно, накануне сезона о ней будет много разговоров, и это хорошо для Формулы 1.

"Посмотрим", –  сказал бы Кими Райкконен, который возвращается в Формулу 1 в составе Lotus».